О том, что музыкальное образование в России находится в критической ситуации, говорят результаты многих научных исследований, которые освещаются как на конференциях, так ив прессе. Озабоченность по этому поводу возрастает, так как в общеобразовательных школах все более явственно проступают проблемы, которые связаны с обучением музыке. О низкой ценности уроков музыки говорит в первую очередь отношение к ней учащихся, поверхностное и пренебрежительное.
Несмотря на многочисленные попытки последнего десятилетия изменить печальную ситуацию и сделать преподавание музыки более увлекательным, живым и эффективным, проблема так и остается нерешенной, и никаких принципиальных улучшений в школе не наблюдается.
К сложившейся ситуации привели различные причины, без выяснения которых невозможно каким-либо образом улучшить положение с музыкальным образованием. Одной из важнейших причин является формальное отношение администраций школ к урокам музыки, которое часто становится даже негативным, так как необходимость этого предмета вызывает споры. Также техническая база не позволяет сделать уровень преподавания музыки хотя бы приемлемым, а учителя в большинстве своем не проявляют к своему предмету хоть какую-нибудь заинтересованность.