Родителям всегда хочется, чтоб их малыш выделялся из общей толпы. Он был уникален, был намного лучше других. Эти желания объяснимы, потому что каждый родитель думает о том, что его чадо самое – самое. Так вот, когда становиться вопрос о том, куда же отвести своего ребенка, а именно, на какой кружок?! Конечно же, многие выбирают музыкальный. Занятия очень интересны, а так же полезны для малыша. Только вот беда, на каком инструменте будете играть Ваш малыш?! Фортепьяно и баян – это очень банально. А вот скрипка или арфа – это да, уникальные инструменты. Сегодня давайте поговорим о самом редком инструменте, на котором учат играть – это арфа.
Конечно, у истории свои правила. А как обычно, можно догадаться, что музыкальный инструмент пошел от какого-то предмета необходимости или орудия. Так вот, считается, что прародителем арфы был лук с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы, которые из-за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы. Даже на египетских фресках 15 века до нашей эры арфы еще напоминают лук. Арфы использовались в качестве церемониального инструмента в шумерском и египетском искусстве еще в III тысячелетии до н.э. Древнейшую арфу археологи нашли при раскопках шумерского города Ура в Мессопотамии - она была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в 26 веке до нашей эры. Первоначально арфы были лукообразными, затем они уступили место угловым (в форме треугольника), с шейкой, расположенной наклонно к деке. На таких угловых арфах разного размера играют в ансамблях или соло, ставя один конец инструмента на землю или держа его на плече. С Ближнего Востока арфа попала на Яву и в Китай, а также в Северо-Западную Европу. Об арфе европейского типа можно найти беглые упоминания в произведениях римских авторов, но самая древнее изображение арфы – ирландская скульптура 8 в. Добавив переднюю колонку для большего натяжения струн, европейцы (вероятно, кельты) усилили звучность восточной арфы.
Арфа имеет форму треугольника, который состоит: во-первых, из резонансного корпуса-ящика длиною приблизительно в 1 метр, расширяющегося книзу. Прежняя его форма была четырехугольная, нынешняя же — закругленная с одной стороны. Он снабжен плоскою декою, выделываемою обыкновенно из кленового дерева, в середину которой по длине корпуса прикрепляется узкая и тонкая рейка из твердого дерева, в которой пробиваются отверстия для пронизывания жильных струн. Так же из верхней части (в виде больших размеров грифа), змееобразно изогнутой, прикрепленной к вершине корпуса, образующей с ним острый угол. К этой части приделаны колки для укрепления струн и их настраивания. Из переднего бруса, имеющего форму колонны, назначение которого — оказывать сопротивление силе, производимой струнами, натянутыми между грифом и резонансным корпусом.
Говорят, что красотой своего внешнего вида арфа превосходит всех своих соседей по оркестру. Ее изящные очертания скрывают форму треугольника, металлическую раму украшают резьбой. На раму натягивают струны разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку. Роль арфы в оркестре не столько эмоциональная, сколько красочная.